Shadow

Восставший из пепла Герменчук которому уже 800 лет

«О воин гор, о Герменчуг!» — именно так превозносит русский поэт Александр Полежаев аул Герменчук в одной из своих поэм «Герменчукское кладбище». Корреспонденты «Грозный- Информ» узнали, почему, казалось бы, простое чеченское село Шалинского района воспевается в поэме. В рамках пресс- эстафеты «Дойти до каждого» Республиканской акции «Эстафета СМИ в районах Чеченской Республики» мы отправились лично познакомиться с «воином».

Село было образовано в 1187 году. «Герменчук» с тюркского переводится как «укрепление» или «крепость», так селение назвали тюрко-язычные племена (1395-1396 гг. XIV в.), которые преобладали на данной территории.

С тех самых пор название оставалось неприкосновенным. В 1944 году, после депортации чеченцев и ингушей и ликвидации Чечено-Ингушской АССР, селение Герменчук было переименовано в Мостовое и заселёно выходцами из соседнего Дагестана. После восстановления Чечено-Ингушской АССР, населённому пункту вернули прежнее название.

Село расположено на берегу реки Джалка, всего лишь в трех километрах от районного центра города Шали, что, согласитесь, облегчает жизнь сельчанам в бытовом плане. По словам жителем, им комфортно проживать в Герменчуке, все необходимое рядом, иногда жители забывают, что находятся в селе. Возможно, этот фактор и объясняет немалую численность населения Герменчука – 11 502 человека.

Рост населения не останавливается, возвращаются в родное село и те, кто уехал ранее за пределы Чеченской Республики. Одним из таких патриотов является и Аслан Нагаев, вернувшийся в родовое село Герменчук.

— Мои родители очень давно, еще до войны уехали за пределы Чечни, я родился и вырос на чужбине, но, тем не менее, периодически приезжал сюда, ведь мы, чеченцы, где бы ни были и кем бы не являлись, помним Родину, отчий край, традиции обычаи, родные горы, которые нас зовут обратно. Вот, наконец- таки, в прошлом году мы всей семьей вернулись обратно, не жалея того, что нажили в Астраханской области. Быть здесь, на своей земле, среди своих — все компенсирует, — говорит Аслан в комментарии для «Грозный- Информ».

Нужно сказать, что Герменчук – одно из первых сел (а ранее аулов), из основанных на чеченской равнине. C ростом населения аул расширялся, жители занимались скотоводством, земледелием, оружейным и гончарным ремеслом. Еще в былые времена, как рассказывают старожилы села, в Герменчук съезжались на базар горцы со всей Чечни и Дагестана, чтобы продавать и закупать товары для своих хозяйств. Село имело статус торгово- экономического центра Чечни. Кто только не бывал на герменчукской земле: и хазары, и язычники-сарматы, и воинственные монголо-татары. Всему этому свидетельство древние могильники, находящиеся в районе «Гойт- Корта» и «Чух- Барз». Курган Чух- Барз – это искусственно возведенная возвышенность, которая служила наблюдательным пунктом для войск хромого Тимура (чеч. «Астаг1- Темаркъ») — жестокого завоевателя.

Весной 1760 года старшины пригласили на княжение кабардинского князя Довлет-Гирея Черкесского, который сбежал осенью из-за недовольств жителей села.

После того как была основана крепость «Грозная» на реке Сунжа (1818 г.), генерал Ермолов дал указание сделать просеки от Ханкальского ущелья до Черных гор (Ведено), чтобы проложить военные дороги в глубь гор. Войска, работающие на просеках, постоянно подвергались внезапным нападениям горцев. Что касается хода действий со стороны войск генерала, он приказал уничтожать аулы горцев.

По словам старожил, селение Герменчук было трижды сожжено: в 1807, 1817, 1832 годах.

Следующее историческое событие, оказывается, и легло в основу поэмы Александра Полежаева, словами которого я начала свою статью. Третий раз село сожжено 23 августа в 1932 году генералом Розеном. В защиту родного села встали храбрые сельчане во главе с муллой Абдурахманом. За одну ночь из села были вывезены в горы женщины, старики и дети. Но многие женщины отказались уезжать, остались в родном селе и стали защищать свой очаг наравне с мужчинами. Войска начали штурмовать Герменчук рано утром 23 августа 1832 года. Уже первые часы боя разочаровали самоуверенного генерала Розена, более 300 солдат и два офицера были убиты. Село обстреливали, окружали, но ничего не получалось. Каждый метр приходилось брать боем, лишь к обеду войска вступили в село, где каждый дом приходилось брать боем, так как те, кто остался в своих домах, пытались всячески защитить свой очаг.
Фото Луизы Цагуевой

К вечеру защитники села во главе с муллой Абдурахманом собрались в сельской мечети и оттуда вели бой. Генерал Розен неоднократно пытался вести переговоры, чтобы защитники сдались самовольно, но он не добился результатов. Тогда генерал приказал обстрелять пушками мечеть, в которой находились защитники, мулла и 60 мюридов. Солдаты обложили мечеть соломой и сожгли. Только после этого войска покинули Герменчук и двинулись дальше.

Храбрость и отвагу местных жителей воспел поэт Александр Полежаев, который в рядах Московского пехотного полка также принимал участие в штурме аула Герменчуг в 1832 году:

«…воспоминаю

Минувшей битвы гул и звук,
И с удивлением мечтаю:
О воин гор, о Герменчуг!
Давно ли пышный и огромной,

Среди завистливых врагов,
Ты процветал под тенью скромной
Очаровательных садов?
Рука, решительница боев,

Неотразимая в войне,
Тебя ласкала в тишине
С великодушием героев;
Но ты, в безумстве роковом,
Восстал под знаменем гордыни —
И пред карающим мечом
Склонились дерзкие твердыни!..
Покров упал с твоих очей,
Открыта бездна заблуждений!
Смотри, сквозь зарево огней,
Сквозь черный дым твоих селений —
На плод коварства и измен!…» (А. Полежаев. Герменчукское кладбище. 1832г.)

Местные жители знают о мужественных защитниках селения. «Имя муллы Абдурахмана останется в памяти навечно», — говорят они и передают историю о подвигах предков из поколения в поколение.

Яндекс.Метрика